Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Муромская городская прокуратура разъясняет

Официальный сайт

Поиск

Разъяснения действующего законодательства, а также информирование о наиболее важных и актуальных его изменениях

Особенности использования отпуска по уходу за ребенком

В соответствии с частью 1 статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

При этом отпуск по уходу за ребенком может быть использован полностью или по частям также отцом ребенка, бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком.

Мать ребенка вправе прервать данный отпуск в любое время и выйти на работу, подав работодателю заявление об этом.

Сроки обращения в суд для защиты прав по трудовым спорам

В соответствии с требованиями гражданского законодательства общий срок исковой давности составляет 3 года, однако по трудовым спорам установлены отдельные сроки для обращения за защитой своих прав.

Статьёй 392 Трудового кодекса Российской Федерации установлены следующие сроки для обращения в суд:

- три месяца со дня, когда работник узнал или должен был узнать
о нарушении своего права;

- один месяц со дня вручения работнику копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки или со дня предоставления работнику в связи с его увольнением сведений о трудовой деятельности у работодателя по последнему месту работы;

- один год – для разрешения индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику. Срок исчисляется со дня установленного для выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

При этом истец вправе просить суд восстановить пропущенный срок, в случае наличия уважительных причин его пропуска.

Внесены изменения в правила направления средств материнского капитала на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением ребенка

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2023 № 1327 обновлена форма заявления о распоряжении средствами материнского капитала на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением ребенка до достижения им возраста трех лет.

Возможность направления средств материнского (семейного) капитала на получение ежемесячной выплаты до достижения ребенком возраста трех лет независимо от очередности его рождения закреплена Федеральным законом от 05.12.2022 № 475-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2023 г.

Кроме этого, постановлением расширен перечень видов доходов семьи, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи в целях назначения ежемесячной выплаты, скорректирован перечень документов, необходимых для распоряжения средствами материнского капитала на получение ежемесячной выплаты.

С 3 до 6 месяцев с месяца рождения ребенка увеличен срок, не позднее которого при подаче заявления о получении ежемесячной выплаты она будет осуществляться с месяца рождения ребенка, а не с месяца обращения за ее назначением.

Кроме того, дополнены случаи принятия решения о прекращении ежемесячной выплаты и уточнены особенности отказа от ее получения.

Изменения вступают в силу с 1 января 2024 г.

Обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Ответственной войны и членов их семей

Одной из мер социальной поддержки ветеранов является предоставление жилых помещений (пункт 3 части 1 статьи 13 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах»).

По письменным заявлениям инвалидов Великой Отечественной войны, участников Великой Отечественной войны, лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, лиц, награжденных знаками «Жителю блокадного Ленинграда», «Житель осажденного Севастополя», «Житель осажденного Сталинграда», нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение их жильем может осуществляться путем предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714  «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» установлена необходимость завершения обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право 
на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».

Важные и актуальные изменения действующего законодательства

1. Права и социальные гарантии граждан с ограниченными возможностями здоровья

Одной из категорий граждан, находящихся под особой защитой государства, являются граждане с ограниченными возможностями здоровья. Надзор за соблюдением прав инвалидов в различных сферах жизнедеятельности, их защиту осуществляют органы прокуратуры.

Условия труда инвалида должны соответствовать требованиям Трудового кодекса РФ, Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Санитарным правилам СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02 декабря 2020 года № 40, индивидуальной программе реабилитации, абилитации инвалида.

Создание инвалидам условий труда осуществляется в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 53873-2021 «Реабилитация инвалидов. Услуги по профессиональной реабилитации инвалидов», утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 апреля 2021 года № 246-ст.

Требования к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности утверждены приказом Минтруда России от 19 ноября 2013 года № 685н.

Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда (статья 23 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995);

Продолжительность ежедневной работы (смены) определяется в соответствии с медицинским заключением бюро медико-социальной экспертизы (статья 94 Трудового кодекса РФ);

Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные, праздники и ночное время допускается с их согласия и если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья (статья 23 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995).

Условия труда работника-инвалида должны соответствовать индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида. Работодатели в целях создания инвалидам специальных условий труда:

  • выявляют потребности инвалида в специальных условиях труда;
  • формируют перечень мероприятий по созданию необходимых условий труда, особых режимов труда и отдыха (установка дополнительного освещения, кондиционирование, разработка, изготовление и монтаж вспомогательного оборудования и другое);
  • создают для инвалида условия труда с учетом индивидуального подхода к потребностям трудоустроенного инвалида, принимают локальные нормативные акты с перечнем мероприятий по созданию необходимых условий труда, сроков реализации мероприятий, сроков предоставления условий труда инвалиду (в соответствии с периодом действия индивидуальной программы реабилитации, абилитации инвалида).

Инвалидам предоставляется:

  • ежегодный оплачиваемый отпуск не менее 30 календарных дней (статья 23 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995);
  • отпуск без сохранения заработной платы до 60 календарных дней в году на основании письменного заявления (статья 128 Трудового кодекса РФ).

При приеме на работу инвалида в трудовой договор должно быть включено условие об установлении ему увеличенного основного отпуска (статья 57 Трудового кодекса РФ).

2. Медицинская реабилитация на дому

Приказ Минздрава России от 28.02.2023 № 81н «Об утверждении порядка организации медицинской реабилитации на дому, включая перечень медицинских вмешательств, оказываемых при медицинской реабилитации на дому, порядка предоставления пациенту медицинских изделий и порядка оплаты медицинской реабилитации на дому» устанавливает правила организации медицинской реабилитации на дому, включая перечень медицинских вмешательств, оказываемых на третьем этапе медицинской реабилитации, медицинскими организациями или иными организациями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность, с указанием работ (услуг) по медицинской реабилитации.

Согласно Порядку организации медицинской реабилитации на дому при наличии факторов, ограничивающих возможности пациента получить медицинскую реабилитацию, включая случаи проживания пациента в отдаленном от медицинской организации населенном пункте, ограничения в передвижении пациента, медицинская организация, к которой прикреплен пациент для получения первичной медико-санитарной помощи, организует ему прохождение медицинской реабилитации на дому.

Медицинская реабилитация на дому может осуществляться с применением телемедицинских технологий.

Формирование индивидуального плана медицинской реабилитации (далее - ИПМР) взрослого и составление заключения (реабилитационного эпикриза) взрослого осуществляется мультидисциплинарной реабилитационной командой под руководством врача по физической и реабилитационной медицине (врача по медицинской реабилитации) на очном приеме (осмотре, консультации), в том числе при выезде к пациенту на дом.

В перечень медицинских вмешательств, оказываемых при медицинской реабилитации на дому входит: функциональное обследование без использования приспособлений и (или) приборов и выполняемое непосредственно медицинскими работниками, клинико-психологическое консультирование, клинико-психологическая коррекция, медико-логопедическое исследования и процедуры, электромагнитное лечебное воздействие на органы и ткани, лечебная физкультура, лечение с помощью простых физических воздействий на пациента (эрготерапия, общий массаж медицинский, массаж верхней конечности медицинский, массаж нижней конечности медицинский, массаж при заболеваниях позвоночника, массаж спины медицинский).

Медицинские изделия предоставляются не позднее трех рабочих дней с даты формирования ИПМР медицинской организацией осуществляется подготовка и направление пациенту (его законному представителю) для подписания договора о передаче в пользование медицинского изделия, предназначенного для восстановления функций органов и систем в соответствии с ИПМР.

Оплата медицинской помощи, предоставляемой в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, по профилю «медицинская реабилитация», оказанной гражданам на дому, осуществляется в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленным Правилами обязательного медицинского страхования

3. Правительство Российской Федерации утвердило Концепцию информационной безопасности детей

Распоряжением Правительства РФ от 28 апреля 2023 года № 1105-р утверждена Концепцией информационной безопасности детей, главная цель которой защитить детей от информационных угроз и рисков в современной цифровой среде.

Концепцией предлагается объединить усилия государства и родительского сообщества в этих вопросах, сформировать и внедрить в образовательный процесс уроки информационной безопасности, научить школьников безопасному поведению в интернете, повысить их цифровую грамотность.

Планируется проводить на постоянной основе просветительские мероприятия для родителей, учителей, работников детских и юношеских библиотек и других специалистов, которые связаны с воспитанием, обучением и организацией досуга детей. Кроме того, предполагается развивать социально значимые проекты для детей и подростков в печатных и электронных СМИ.

Концепция будет действовать бессрочно.

Региональным властям рекомендовано учитывать её положения при формировании перечней региональных мероприятий по обеспечению информационной безопасности детей и ежегодно направлять в Минцифры информацию о реализации таких мероприятий. Также ежегодно Минцифры будет представлять в Правительство доклад о ходе реализации новой концепции.

4. Об особенностях обращения с побочными отходами производства и потребления

Федеральным законом от 14.07.2022 № 268-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которыми устанавливаются новые понятия отходов, а именно:

- вторичные ресурсы - отходы, которые или части которых могут быть повторно использованы для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг или получения энергии и которые получены в результате раздельного накопления, сбора или обработки отходов либо образованы в процессе производства;

- вторичное сырье - продукция, полученная из вторичных ресурсов непосредственно (без обработки) или в соответствии с технологическими процессами, методами и способами, предусмотренными документами в области стандартизации РФ, которая может использоваться в производстве другой продукции и (или) иной хозяйственной деятельности.

Вторичные ресурсы подлежат утилизации, и их захоронение не допускается. Физические лица, в процессе потребления которыми образуются вторичные ресурсы, обеспечивают их раздельное накопление в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов либо сдачу в места сбора вторичных ресурсов. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образовались вторичные ресурсы, должны обеспечивать их утилизацию самостоятельно либо передавать другим лицам в целях утилизации.

Также устанавливаются требования при обращении с побочными продуктами производства, к которым могут быть отнесены вещества и (или) предметы, образующиеся при производстве основной продукции, в том числе при выполнении работ и оказании услуг, и не являющиеся целью данного производства, работ или услуг, если такие вещества и (или) предметы пригодны в качестве сырья в производстве либо для потребления в качестве продукции.

Учет побочных продуктов производства осуществляется обособленно от учета основной продукции производства и отходов.

Информация о видах побочных продуктов производства, об объемах их образования, о дате их образования, планируемых сроках использования в собственном производстве или о передаче другим лицам и результатах такого использования либо передачи подлежит отражению в программе производственного экологического контроля и отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.

Обращение с побочными продуктами производства будет осуществляться по особым правилам, предполагающим их использование в течение трех лет. Отдельные вещества и предметы не будут признаваться побочными продуктами производства в соответствии с перечнями, утверждаемыми Правительством РФ.

Изменения вступили в законную силу с 1 марта 2023 года за исключением отдельных положений, для которых устанавливаются иные сроки вступления в силу.

5. С 1 июня 2023 года подлежит применению новое положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере идентификации и аутентификации

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.04.2023 № 585 порядок осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере идентификации и аутентификации приведен в соответствие с Федеральным законом от 29.12.2022 № 572-ФЗ «Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Так, Минцифры наделено контрольными полномочиями, в том числе в отношении Банка России в случае прохождения им аккредитации.

Предусмотрено, что плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении аккредитованных организаций, осуществляющих аутентификацию на основе биометрических персональных данных физических лиц, аккредитованных государственных органов, Банка России в случае прохождения им аккредитации проводятся не реже чем один раз в три года, за исключением плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска.

В данной связи скорректирован предмет федерального государственного контроля, периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении объектов контроля в зависимости от присвоенной категории риска, а также уточнены критерии отнесения объектов контроля к категориям риска причинения вреда.

Постановление Правительства от 11.10.2021 № 1729, изданное для регламентации аналогичных правоотношений, и изменяющий его акт, признаны утратившими силу.

6. Изменения в правилах доставки пенсии на дом

Федеральным законом от 18.03.2023 № 76-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О почтовой связи» и отдельные законодательные акты Российской Федерации, согласно которым предусмотрено два способа доставки страховой пенсии по выбору пенсионера: через кредитную организацию путем зачисления сумм страховой пенсии на счет пенсионера в этой кредитной организации либо через организации федеральной почтовой связи путем вручения сумм страховой пенсии на дому или в кассе организации федеральной почтовой связи.

Также законом исключена обязанность АО «Почта России» проводить идентификацию клиента - физического лица при осуществлении почтовых переводов в пользу юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях оплаты товаров, работ и услуг, а также в пользу органов государственной власти и органов местного самоуправления и учреждений, находящихся в их ведении, если сумма денежных средств по почтовому переводу не превышает 15 000 рублей.

Кроме этого, документом уточнено, что к организациям федеральной почтовой связи относятся также иные организации почтовой связи, перечень которых определит Правительство, и установлен запрет на реализацию государственных знаков почтовой оплаты ниже их номинальной стоимости.

Изменения вступили в законную силу 01.05.2023.

7. Последствия использования объектов недвижимости не по назначению, бесхозяйственному содержанию имущества или нарушению прав соседей

Глава 17.1 Гражданского кодекса РФ регулируют правоотношения, связанные с признанием права собственности и других вещных прав на здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, помещения и машино-места.  

Статьей 287.7 ГК РФ предусмотрено, что если собственник помещения использует его не по назначению, систематически нарушает права и интересы соседей либо бесхозяйственно содержит помещение, допуская его разрушение, уполномоченный государственный орган (Росимущество) или орган местного самоуправления (администрация муниципального образования) может предупредить собственника о необходимости устранить нарушения, а если они влекут разрушение помещения, также назначить собственнику соразмерный срок для ремонта помещения.

Под использованием жилого помещения не по назначению, исходя из положений частей 1-3 статьи 17 Жилищного кодекса РФ, следует понимать использование жилого помещения не для проживания граждан, а для иных целей (например, использование его для офисов, магазинов, точек питания, складов, размещения промышленных производств, содержания и разведения животных), то есть фактическое превращение жилого помещения в нежилое.

К систематическому нарушению прав и законных интересов соседей нанимателем и (или) членами его семьи с учетом положений части 2 статьи 1 и части 4 статьи 17 Жилищного кодекса РФ, относят их неоднократные, постоянно повторяющиеся действия по пользованию жилым помещением без соблюдения прав и законных интересов проживающих, без соблюдения требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, правил пользования жилыми помещениями. К числу таких нарушений можно отнести прослушивание музыки в ночное время с превышением допустимой громкости; производство ремонтных, строительных работ или иных действий, повлекших нарушение покоя граждан и тишины в ночное время; нарушение правил содержания домашних животных; совершение в отношении соседей хулиганских действий.

Под систематическим бесхозяйственным обращением с жилым помещением, ведущим к его разрушению, понимается целенаправленные постоянного характера действия нанимателя, влекущие повреждение или уничтожение структурных элементов квартиры (окон, дверей, пола, стен, санитарно-технического оборудования и т.п.).

Помимо этого, если собственник помещения после предупреждения продолжит нарушать права и интересы соседей или использовать помещение не по назначению либо без уважительных причин не произведет необходимый ремонт, суд по иску уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления может принять решение о продаже с публичных торгов такого помещения. Собственнику жилого помещения выплачиваются вырученные от продажи средства за вычетом расходов на исполнение судебного решения.

8. Об ответственности страховых организаций за отказ заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО)

Статья 15.34.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за необоснованный отказ страховой организации, иностранной страховой организации, страхового агента, страхового брокера от заключения публичных договоров, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования, либо навязывание страхователю или имеющему намерение заключить договор обязательного страхования лицу дополнительных услуг, не обусловленных требованиями федерального закона о конкретном виде обязательного страхования.

Санкция ст. 15.34.1 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 3 статьи 426 ГК РФ отказ страховщика от заключения договора ОСАГО при наличии возможности заключить такой договор страхования не допускается.

Таким образом, в случае отказа страховой организации от заключения договора ОСАГО, данная организация и должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 15.34.1 КоАП РФ.

Надзор за деятельностью субъектов страхового дела осуществляется Банком России.

9. С 1 мая 2023 года вступил в силу новый ГОСТ Р 8.1017−2023 о методике поверки счетчиков газа без встроенного программного обеспечения

Счётчики будут проверять на малейшие признаки использования магнитов. Если окажется, что собственник намеренно искажал показания счётчика, в его отношении составят акт и передадут в газовую компанию. Кроме того, за это полагается штраф.

Проверка включает внешний осмотр на предмет механических повреждений, опробование, определение перепада давления на счётчике, а также погрешности в учёте. Делать это может только специальная организация - со списком таких компаний можно ознакомиться на сайте Росаккредитации.

По завершении процедуры аккредитованный сотрудник устанавливает пломбы, содержащие изображение знака поверки, а также составляет протокол. В паспорт счетчика вносят данные, которые будут отражены в электронном реестре Росстандарта.

Если прибор окажется неисправен, собственнику сделают перерасчёт и начислят плату за газ по нормативу, по числу зарегистрированных в квартире людей.

10. Установлена административная ответственность за противоправное распространение сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости

Федеральным законом от 28.04.2023 № 151-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Так, в силу ч. 6 ст. 14.35 КоАП РФ закреплена административная ответственность за предоставление должностными лицами органов государственной власти, органов местного самоуправления, организациями или гражданами полученных ими сведений, содержащихся в ЕГРН, третьим лицам за плату, либо создание сайтов в сети "Интернет" и программ для электронных вычислительных машин, в том числе мобильных приложений, посредством которых предоставляется доступ к информационным ресурсам и обеспечивается возможность предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, либо использование таких сайтов, программ и приложений в целях предоставления указанных сведений заинтересованным лицам, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

В качестве административного наказания за указанные правонарушения предусмотрено наложение административного штрафа: на граждан - в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Также вводится повышенная ответственность в случае повторного совершения данного правонарушения (ч. 7 ст. 14.35 КоАП РФ).

Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования.

11. Актуализированы требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) уголовно-

Исполнительной системы РФ

С 20.04.2023 вступило в силу постановление Правительства РФ от 11.04.2023 № 586 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, форм паспортов безопасности объектов (территорий) уголовно-исполнительной системы Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

В новом документе под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий, строений, сооружений и систем, находящиеся под единой системой охраны (надзора), отдельные здания, строения и сооружения, земельные участки, правообладателями которых являются ФСИН и ее территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, медицинские, образовательные и иные организации, входящие в уголовно-исполнительную систему.

Приводятся формы паспортов безопасности указанных объектов (территорий).

Постановление Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. N 1193, которым утверждены аналогичные требования, признано утратившим силу.

12. Внесены изменения в Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»

Федеральным законом от 27.01.2023 № 4-ФЗ внесены изменения в ст.ст. 8 и 23 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 109-ФЗ).

Так, ч. 5 ст. 8 Федерального закона № 109-ФЗ установлено, что сведения о государственной регистрации рождения на территории Российской Федерации иностранного гражданина или иного лица, не приобретающих на момент рождения гражданства Российской Федерации, смерти в Российской Федерации и перемены имени иностранного гражданина, содержащиеся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, и сведения о внесении исправлений или изменений в записи актов о рождении на территории Российской Федерации иностранного гражданина или иного лица, не приобретающих на момент рождения гражданства Российской Федерации, смерти в Российской Федерации и перемене имени иностранного гражданина, содержащиеся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, в порядке, способами и в составе, которые установлены Федеральным законом от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», предоставляются в органы миграционного учета и принимаются указанными органами в течение одних суток.

Также п. 3 ч. 2 ст. 23 Федерального закона № 109-ФЗ закреплено, что снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется органом миграционного учета по основанию, предусмотренному п.3 ч.1 настоящей статьи (в случае смерти иностранного гражданина в Российской Федерации либо вступления в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в Российской Федерации, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим), - после получения в установленном порядке соответствующих сведений, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, либо после получения от заинтересованного физического или юридического лица документа, подтверждающего смерть данного иностранного гражданина, или заверенной в установленном порядке копии вступившего в законную силу решения суда о признании данного иностранного гражданина, находившегося в Российской Федерации, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим.

Изменения вступили в силу с 28.04.2023.

Разьяснения действующего законодательства

В Муроме прокурором в суд направлено уголовное дело в отношении мошенника, похитившего у граждан более 3,8 млн рублей

Заместителем Муромского городского прокурора утверждено обвинительное заключение в отношении местного жителя. Он обвиняется в совершении 15 преступлений предусмотренных ч. 2 ст.159 УК РФ и 4 преступлений, предусмотренных ч.3 ст. 159 УК РФ (мошенничество в крупном и особо крупном размере).

Установлено, что мужчина вступил в преступный сговор с неустановленными лицами, которые звонили на телефоны граждан, проживающих на территории Владимирской, Нижегородской и Брянской областей, сообщая тем заведомо ложную информацию о происшествиях, случившихся с их родственниками.

Воздействуя эмоциональное состояние потерпевших, злоумышленники узнавали о сумме имевшихся у них накоплений и убеждали в необходимости передачи денежных средств в целях помощи пострадавшим от происшествий и освобождения родственников от уголовной ответственности.

Обвиняемый приезжал по указанному сообщниками адресу и, представившись лицом, действующим по поручению представителей правоохранительных органов, получал от потерпевших денежные средства.

Часть денежных средств он переводил на счет неустановленных лиц, а часть оставлял себе.

Таким образом были совершены преступления в отношении 19 граждан, причинённый ущерб превысил 3, 8 млн. рублей.

Уголовное дело направлено для рассмотрения в Муромский городской суд.

В Муроме вынесен приговор по уголовному делу об умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть потерпевшей.

        

Муромским городским судом вынесен приговор в отношении местного жителя. Он признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных п. «в» ч.2 ст.115 УК РФ (умышленное причинение легкого вреда здоровью) и ч.4 ст.111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшей).

Установлено, что в ночь на 27.03.2022 осужденный, находясь в квартире по месту своего жительства, в ходе ссоры, возникшей на почве употребления спиртных напитков, нанес своей супруге удар кухонным ножом в область правого бедра, повредив артерию, что привело к развитию угрожающего жизни состоянию – острой кровопотере, повлекшей смерть потерпевшей.

При производстве судебно-медицинской экспертизы у женщины, кроме того, установлено наличие резаных ран на предплечьях рук.

В ходе расследования уголовного дела установлено, что в период с 22.03.2022 по 25.03.2022 злоумышленник в ходе ссоры, также возникшей на почве распития спиртных напитков, нанес жене два удара кухонным ножом в область правого и левого предплечий, причинив телесные повреждения, повлекшие легкий вред здоровью.

Приговором суда мужчине назначено наказание в виде лишения свободы на срок 6 лет 6 месяцев с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.

Приговор в законную силу не вступил.

Муромской городской прокуратурой организована проверка по факту ДТП на трассе "Муром - М7 Волга" в районе села Борисоглеб

Муромской городской прокуратурой организована проверка по факту ДТП, произошедшего накануне вечером на трассе "Муром-М7 Волга" в районе с.Борисоглеб.

На место происшествия незамедлительно выехал Муромский городской прокурор Дмитрий Соколов, организованы и проводятся проверочные мероприятия.

В ходе проверки будет дана оценка всем обстоятельствам произошедшего, при необходимости будут приняты меры прокурорского реагирования.

СО МО МВД России «Муромский» возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.5 ст.264 УК РФ (нарушение лицом, управляющим транспортным средством, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожность смерть двух или более лиц), его расследование находится на контроле городской прокуратуры.

В Муроме прокурор требует восстановить жилищные права инвалида.

Муромской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения требований жилищного законодательства по обращению местного жителя.

Установлено, что заявитель страдает тяжелой формой неврологического заболевания, которое включено в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.

Постановлением администрации округа Муром мужчина включен в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения, однако фактически жильем он не обеспечен.

По результатам проверки прокуратурой в Муромский городской суд направлено исковое заявление об обязании администрации округа Муром предоставить обратившемуся жилое помещение.

         Ход рассмотрения искового заявления и устранение выявленных нарушений находится на контроле городской прокуратуры.

В Муроме удовлетворены требования прокурора о ликвидации свалки в д.Мартыново

Муромской городской прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства об отходах производства и потребления администрацией муниципального образования Борисоглебское.

Установлено, что на землях общего пользования у пересечения ул.Приокская с.Боровицы и ул.Зеленая д.Мартыново Муромского района располагается несанкционированное место складирования твердых коммунальных отходов (пришедшие в негодность изделия из дерева, железа, пластика, резины, стекла, полиэтилена и другой мусор).

При этом администрации муниципального образования Борисоглебское каких – либо мер по уборке несанкционированной свалки не принималось, что влечёт нарушение прав жителей названных населённых пунктов на благоприятную окружающую среду.

По результатам проверки прокурором в Муромский городской суд направлено административное исковое заявление с требованиями к местной администрации ликвидировать данную свалку.

Требования прокурора судом удовлетворены.

Ход ликвидации свалки находится на контроле городской прокуратуры.

По требованию Муромской городской прокуратуры для жителей Якиманской Слободы оборудуют тротуар

Муромской городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения.

         В соответствии с ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах обустраиваются тротуары.

Вместе с тем, проверочными мероприятиями установлено, что на автодороге по ул.Ленина с.Якиманская Слобода о. Муром тротуар отсутствуют.

При этом рассматриваемый участок автодороги используется, в том числе, несовершеннолетними воспитанниками МБДОУ «Детский сад № 6».

По результатам проверки прокурор обратился с административным исковым заявлением в Муромский городской суд с требованиями обязать МБУ о.Муром «Дорожное хозяйство» оборудовать указанную автодорогу тротуаром.

Требования прокурора судом удовлетворены, исполнение решения находится на контроле Муромской городской прокуратуры.

Муромская городская прокуратура обязала муниципальное казённое учреждение рассмотреть обращение гражданина

Муромской городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан в МКУ «Центр поддержки и социальных инициатив».

Установлено, что 06.09.2022 в учреждение поступило обращение жителя г.Мурома по вопросу согласования размещения вывески на фасаде здания.

В соответствии с действующим законодательством, ответ на обращение подлежал направлению в адрес заявителя не позднее 30 дней с даты регистрации.

Однако должностным лицом МКУ «Центр поддержки общественных и социальных инициатив» ответ своевременно подготовлен не был.

По результатам проверки прокурором руководителю МКУ «Центр поддержки общественных и социальных инициатив» внесено представление, по результатам рассмотрения которого заявителю дан ответ, виновное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.

Помимо прочего, городской прокуратурой в отношении руководителя муниципального казённого учреждения возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренное ст.5.59 КоАП РФ (нарушение полрядка рассмотрения обращений граждан).

Актуальные изменения действующего законодательства

О правах граждан при рассмотрении обращений

В соответствии со ст. 33 Конституции Российской Федерации Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Статьей 5 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установлены следующие права гражданина при рассмотрении его обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом:

- представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании;

- знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

- получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов;

- обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Кроме того, законом установлены гарантии гражданина в связи с его обращением.

Так, в силу требований ст. 6 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»:

- запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц;

- не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия.

Отказ в приеме на работу без объяснения причин не допускается

Отказ работодателя в приеме на работу без указания причин является нарушением требований ч.1 ст.64 Трудового кодекса РФ, запрещающей необоснованный отказ в заключении трудового договора.

Согласно ч.2 ст.64 Трудового кодекса РФ прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами.

В соответствии с ч.5 ст.64 Трудового кодекса РФ по письменному требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме в срок не позднее чем в течение 7 рабочих дней со дня предъявления такого требования.

Таким образом, в Трудовом кодексе РФ закреплена обязанность работодателя разъяснять причины отказа в приеме на работу.

Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в судебном порядке в соответствии с ч.6 ст.64 Трудового кодекса РФ.

Порядок восстановления в родительских правах

В соответствии со ст. 72 Семейного Кодекса РФ, родители (один из них) могут быть восстановлены в родительских правах в случаях, если они изменили поведение, образ жизни и (или) отношение к воспитанию ребенка.

Восстановление в родительских правах осуществляется в судебном порядке по заявлению родителя, лишенного родительских прав. Дела о восстановлении в родительских правах рассматриваются с участием органа опеки и попечительства, а также прокурора.

Одновременно с заявлением родителей (одного из них) о восстановлении в родительских правах может быть рассмотрено требование о возврате ребенка родителям (одному из них).

Суд вправе с учетом мнения ребенка отказать в удовлетворении иска родителей (одного из них) о восстановлении в родительских правах, если восстановление в родительских правах противоречит интересам ребенка.

Восстановление в родительских правах в отношении ребенка, достигшего возраста десяти лет, возможно только с его согласия.

Трудовые права граждан с ограниченными возможностями здоровья

Законодательство РФ на инвалидов в полном объеме распространяется запрещение дискриминации в сфере труда.

В соответствии со ст.3 Трудового кодекса РФ никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника, что исключает законодательное ограничение граждан в реализации трудовых прав в связи с инвалидностью.

Статьями 92, 94, 96, 99, 113, 128, 179, 224 Трудового кодекса РФ установлены льготы для инвалидов в трудовых отношениях, которые направлены на обеспечение возможности осуществления своих трудовых прав наравне с другими лицами.

Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда. Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья. Инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней.

Не допускается установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидов (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, отпуска и другие), ухудшающих их положение по сравнению с другими работниками.

О доставлении несовершеннолетнего ребенка в полицию должны сообщить

В соответствии с ч. 4 ст. 27.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях родители (законные представители) в обязательном порядке уведомляются о задержании несовершеннолетнего.

В случае задержания несовершеннолетнего по подозрению в совершении преступления, дознаватель  (следователь) в силу ч. 1 ст. 96 Уголовно-процессуального кодекса России обязан уведомить близких родственников несовершеннолетнего подозреваемого не позднее 12 часов с момента его задержания.

В случае осуществления незаконных действий сотрудниками органов внутренних дел, которыми нарушены права Вашего ребенка, следует обратиться с соответствующим заявлением в органы прокуратуры.

Порядок обжалования постановлений об административных правонарушениях

Постановление по делу об административном правонарушении в соответствии со статьями 25.1 - 25.5.1 может обжаловать:

- лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, его защитник;

- потерпевший, его представитель;

- законные представители физического или юридического лица;

- Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, уполномоченный по защите прав предпринимателей в субъекте РФ по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении в области предпринимательской деятельности.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

В случае пропуска установленного для обжалования срока указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Ответственность за самовольное занятие земельных участков

Под самовольным занятием земельного участка понимается противоправное завладение территорией чужого надела или его части против воли собственника или его использование в отсутствие предусмотренных законом прав. Завладение чужой землей без законных оснований влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Статьей 7.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.

Объективная сторона административного правонарушения выражается в активных действиях, таких как: размещение на земельном участке строений, огораживание земельного участка, принятие иных мер для ограничения доступа на него законных владельцев или должностных лиц контролирующих и надзорных органов, любое использование земельного участка без правоустанавливающих документов или без разрешения на ведение определенной деятельности. В качестве наказания КоАП РФ установлен штраф.

Помимо административного наказания к нарушителю может быть применена гражданско-правовая ответственность. Земельный кодекс РФ обеспечивает защиту прав собственников земельных участков, регламентируя, что в случае самовольного занятия участка нарушенное право подлежит восстановлению.

Так, статьей 60 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в случае самовольного занятия земельного участка нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению.

При этом, согласно ст. 76 Земельного кодекса РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.

Административная ответственность за оскорбление

В соответствии со статьей 5.61 КоАП РФ за оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме, предусмотрена административная ответственность.

Состав административного правонарушений представляет собой выраженную в неприличной форме отрицательную оценку личности потерпевшего и унижающую его честь и достоинство. Обязательный критерий состава данного правонарушения – это наличие в действиях субъекта правонарушения неприличной формы, отсутствие которой исключает квалификацию действий как оскорбления.

Определяющее значение при решении вопроса о наличии либо отсутствии состава правонарушения, предусмотренного статьей 5.61 КоАП РФ, имеет не только личное восприятие деяния потерпевшим как унижающего его честь и достоинство, а также имеет значение и то, было ли это деяние выражено в неприличной форме.

По смыслу закона неприличной следует считать циничную, глубоко противоречащую нравственным нормам, правилам поведения в обществе форму унизительного обращения с человеком.

Оскорбление личности влечет наложение на правонарушителя административного штрафа: на граждан в размере от 3000 до 5000 рублей; на должностных лиц — от 30 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц — от 100 000 до 200 000 рублей.

Основные принципы использования водных объектов

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 6 Водного кодекса РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются общедоступными водными объектами. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено названным кодексом, другими федеральными законами.

Согласно ч. 6 ст. 6 Водного кодекса РФ полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) также предназначается для общего пользования.

Использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, а также исходя из правил, устанавливаемых органами местного самоуправления. В этой связи на водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также установлены иные запреты.

Информация об ограничении водопользования предоставляется гражданам органами местного самоуправления через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов. Могут быть также использованы иные способы предоставления такой информации.

Возраст, с которого гражданин может быть привлечен к уголовной ответственности

В соответствии с ч. 1 ст. 20 УК РФ общий возраст наступления уголовной ответственности установлен с 16 лет. Вместе с тем по ряду преступлений, общественную опасность которых виновное лицо способно осознавать в более раннем возрасте или которые рассматриваются как особо опасные преступления (посягательства на жизнь, здоровье, половую неприкосновенность, собственность, общественную безопасность), уголовная ответственность наступает с 14 лет.

Необходимо учитывать, что уголовно-правовое значение имеет не только физический возраст человека, но и уровень его психического развития, соответствующий этому возрасту.

Так, если несовершеннолетний достиг возраста 14 или 16 лет, но в силу отставания в психическом развитии, не связанным с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактических характер (происходящие события в реальности) и общественную опасность (причиненный вред объекту преступления) своего деяния, либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности.

Кроме того, в законе определяется повышенный возраст уголовной ответственности, который относится специальному субъекту преступления.

Например, за преступления против военной службы, субъектом преступления признается военнослужащий, который поступает на военную службу по достижению возраста 18 лет, соответственно, к уголовной ответственности за данное преступление подлежит лицо, достигшее возраста 18 лет.

Уголовная ответственность за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления

Статьей 150 УК РФ предусмотрена ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления.

Вовлечением в совершение преступления признаются умышленные действия лица, достигшего 18-летнего возраста, направленные на склонение несовершеннолетнего к совершению преступления и возбуждающие у него желание участвовать в совершении одного или нескольких преступлений.  

При этом виновное лицо может активно влиять на несовершеннолетнего как психически, так и физически: в форме обещаний, обмана, уговоров, угроз, уверения в безнаказанности, предложения совершить преступление из-за разжигания чувства зависти, мести и иных действий, с применением насилия и т.д.

За совершение данных преступлений законом установлено наказание в зависимости от степени и характера общественной опасности в виде лишения свободы на срок до 8 лет. Помимо основного наказания могут быть назначены и дополнительные виды наказания как лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельность (ч. 2 ст. 150 УК РФ) либо ограничение свободы (ч. 3, 4 ст. 150 УК РФ).

Ответственность за фиктивную регистрации иностранных граждан

Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена ответственность за фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации (статья 322.3 УК РФ). 

Под фиктивной постановкой на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации понимается:

- постановка их на учет по месту пребывания в Российской Федерации на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов;

- постановка иностранных граждан или лиц без гражданства на учет по месту пребывания в Российской Федерации в помещении без их намерения фактически проживать (пребывать) в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для фактического проживания (пребывания);

- постановка иностранных граждан или лиц без гражданства на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой они в установленном порядке не осуществляют трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность.

Для квалификации действий по ст. 322.3 УК РФ достаточно чтобы зарегистрированные лица были гражданами любого иного государства кроме Российской Федерации.

Необходимо отметить, что совершившее преступление, предусмотренное ст. 322.3 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Об антитеррористической защищенности торговых объектов

Статья 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» возлагает на юридических лиц, а также на физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующих принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли обязанность по выполнению требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

В частности, Постановлением Правительства РФ от 19.10.2017 № 1273 утверждены требования к антитеррористической защищенности торговых объектов и территорий.

Торговый объект вне зависимости от его категории должен быть оборудован системой видеонаблюдения, системой оповещения и управления эвакуацией, системой освещения, а также информационными стендами (табло), содержащими схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, номера телефонов соответствующих должностных лиц, ответственных за антитеррористическую защиту торгового объекта (территории), номера телефонов аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов и органов безопасности.

За нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) статьей 20.35 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа для должностных лиц – от 30 до 50 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от 6 мес. до 3 лет; для юридических лиц – в виде штрафа в размере от 100 до 500 тыс. руб.

Право на возмещение компенсации морального вреда

В соответствии с ч. 1 ст. 151 ГК РФ основаниями для компенсации гражданину морального вреда (физические или нравственные страдания) являются действия, нарушающие его личные неимущественные права либо посягающие на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом.

Основанием компенсации морального вреда является:

- причинение вреда здоровью;

- несчастный случай на производстве либо утрата профессиональной трудоспособности по вине работодателя;

- невыплата работнику причитающихся сумм при увольнении, задержка выплаты заработной платы и иные нарушения прав работников;

- причинение вреда здоровью источником повышенной опасности независимо от вины причинителя вреда;

- нарушение изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, при наличии вины причинителя вреда;

- нарушение прав гражданина при рассмотрении его обращения;

- нарушение прав в области персональных данных;

- нарушение прав и интересов в связи с разглашением информации ограниченного доступа;

- распространение сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию;

- невыполнение условий договора о реализации туристского продукта туроператором или турагентом;

- нарушение тайны завещания;

- нарушение прав добросовестного супруга заключением недействительного брака;

- нарушение прав и интересов в результате распространения ненадлежащей рекламы;

- нарушение права гражданина, проживающего в жилом помещении, на благоприятную окружающую среду, свободную от воздействия табачного дыма и любых последствий потребления табака соседями;

- реабилитация лица;

- причинение гражданину вреда вследствие совершения в отношении него преступления против собственности в случае установления на основе исследования фактических обстоятельств дела того, причинены ли потерпевшему от указанного преступления физические или нравственные страдания вследствие нарушения его личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага.

Данный перечень не является исчерпывающим. Закон может предусматривать и иные случаи, когда потерпевший может рассчитывать на компенсацию морального вреда.

Компенсировать моральный вред можно во внесудебном порядке либо путем обращения в суд.

При этом, в соответствии с ч. 2 ст. 1101 ГК РФ при определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя, учитывает обстоятельства конкретного дела, характер физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями потерпевшего, а также требования разумности и справедливости.

Возможно ли получать одновременно пособие по безработице и пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет

Согласно ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. В качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Право на пособие по уходу за ребенком предусмотрено статьей 13 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», в соответствии с которой если лицо, осуществляющее уход за ребенком, имеет право как на пособие по безработице, так и на ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет, то ему предоставляется право выбора получения пособия по одному из указанных оснований.Таким образом, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается только в том случае, если лицо, осуществляющее уход за ребенком, не получает пособие по безработице.

Таким образом, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается только в том случае, если лицо, осуществляющее уход за ребенком, не получает пособие по безработице.

Разъяснения действующего законодательства

О правах граждан при рассмотрении обращений

В соответствии со ст. 33 Конституции Российской Федерации Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Статьей 5 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установлены следующие права гражданина при рассмотрении его обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом:

- представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании;

- знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

- получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов;

- обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Кроме того, законом установлены гарантии гражданина в связи с его обращением.

Так, в силу требований ст. 6 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»:

- запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц;

- не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия.

Отказ в приеме на работу без объяснения причин не допускается

Отказ работодателя в приеме на работу без указания причин является нарушением требований ч.1 ст.64 Трудового кодекса РФ, запрещающей необоснованный отказ в заключении трудового договора.

Согласно ч.2 ст.64 Трудового кодекса РФ прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами.

В соответствии с ч.5 ст.64 Трудового кодекса РФ по письменному требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме в срок не позднее чем в течение 7 рабочих дней со дня предъявления такого требования.

Таким образом, в Трудовом кодексе РФ закреплена обязанность работодателя разъяснять причины отказа в приеме на работу.

Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в судебном порядке в соответствии с ч.6 ст.64 Трудового кодекса РФ.

Порядок восстановления в родительских правах

В соответствии со ст. 72 Семейного Кодекса РФ, родители (один из них) могут быть восстановлены в родительских правах в случаях, если они изменили поведение, образ жизни и (или) отношение к воспитанию ребенка.

Восстановление в родительских правах осуществляется в судебном порядке по заявлению родителя, лишенного родительских прав. Дела о восстановлении в родительских правах рассматриваются с участием органа опеки и попечительства, а также прокурора.

Одновременно с заявлением родителей (одного из них) о восстановлении в родительских правах может быть рассмотрено требование о возврате ребенка родителям (одному из них).

Суд вправе с учетом мнения ребенка отказать в удовлетворении иска родителей (одного из них) о восстановлении в родительских правах, если восстановление в родительских правах противоречит интересам ребенка.

Восстановление в родительских правах в отношении ребенка, достигшего возраста десяти лет, возможно только с его согласия.

Трудовые права граждан с ограниченными возможностями здоровья

Законодательство РФ на инвалидов в полном объеме распространяется запрещение дискриминации в сфере труда.

В соответствии со ст.3 Трудового кодекса РФ никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника, что исключает законодательное ограничение граждан в реализации трудовых прав в связи с инвалидностью.

Статьями 92, 94, 96, 99, 113, 128, 179, 224 Трудового кодекса РФ установлены льготы для инвалидов в трудовых отношениях, которые направлены на обеспечение возможности осуществления своих трудовых прав наравне с другими лицами.

Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда. Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья. Инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней.

Не допускается установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидов (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, отпуска и другие), ухудшающих их положение по сравнению с другими работниками.

О доставлении несовершеннолетнего ребенка в полицию должны сообщить

В соответствии с ч. 4 ст. 27.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях родители (законные представители) в обязательном порядке уведомляются о задержании несовершеннолетнего.

В случае задержания несовершеннолетнего по подозрению в совершении преступления, дознаватель  (следователь) в силу ч. 1 ст. 96 Уголовно-процессуального кодекса России обязан уведомить близких родственников несовершеннолетнего подозреваемого не позднее 12 часов с момента его задержания.

В случае осуществления незаконных действий сотрудниками органов внутренних дел, которыми нарушены права Вашего ребенка, следует обратиться с соответствующим заявлением в органы прокуратуры.

Порядок обжалования постановлений об административных правонарушениях

Постановление по делу об административном правонарушении в соответствии со статьями 25.1 - 25.5.1 может обжаловать:

- лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, его защитник;

- потерпевший, его представитель;

- законные представители физического или юридического лица;

- Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, уполномоченный по защите прав предпринимателей в субъекте РФ по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении в области предпринимательской деятельности.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

В случае пропуска установленного для обжалования срока указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Ответственность за самовольное занятие земельных участков

Под самовольным занятием земельного участка понимается противоправное завладение территорией чужого надела или его части против воли собственника или его использование в отсутствие предусмотренных законом прав. Завладение чужой землей без законных оснований влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Статьей 7.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.

Объективная сторона административного правонарушения выражается в активных действиях, таких как: размещение на земельном участке строений, огораживание земельного участка, принятие иных мер для ограничения доступа на него законных владельцев или должностных лиц контролирующих и надзорных органов, любое использование земельного участка без правоустанавливающих документов или без разрешения на ведение определенной деятельности. В качестве наказания КоАП РФ установлен штраф.

Помимо административного наказания к нарушителю может быть применена гражданско-правовая ответственность. Земельный кодекс РФ обеспечивает защиту прав собственников земельных участков, регламентируя, что в случае самовольного занятия участка нарушенное право подлежит восстановлению.

Так, статьей 60 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в случае самовольного занятия земельного участка нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению.

При этом, согласно ст. 76 Земельного кодекса РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.

Административная ответственность за оскорбление

В соответствии со статьей 5.61 КоАП РФ за оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме, предусмотрена административная ответственность.

Состав административного правонарушений представляет собой выраженную в неприличной форме отрицательную оценку личности потерпевшего и унижающую его честь и достоинство. Обязательный критерий состава данного правонарушения – это наличие в действиях субъекта правонарушения неприличной формы, отсутствие которой исключает квалификацию действий как оскорбления.

Определяющее значение при решении вопроса о наличии либо отсутствии состава правонарушения, предусмотренного статьей 5.61 КоАП РФ, имеет не только личное восприятие деяния потерпевшим как унижающего его честь и достоинство, а также имеет значение и то, было ли это деяние выражено в неприличной форме.

По смыслу закона неприличной следует считать циничную, глубоко противоречащую нравственным нормам, правилам поведения в обществе форму унизительного обращения с человеком.

Оскорбление личности влечет наложение на правонарушителя административного штрафа: на граждан в размере от 3000 до 5000 рублей; на должностных лиц — от 30 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц — от 100 000 до 200 000 рублей.

Основные принципы использования водных объектов

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 6 Водного кодекса РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются общедоступными водными объектами. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено названным кодексом, другими федеральными законами.

Согласно ч. 6 ст. 6 Водного кодекса РФ полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) также предназначается для общего пользования.

Использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, а также исходя из правил, устанавливаемых органами местного самоуправления. В этой связи на водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также установлены иные запреты.

Информация об ограничении водопользования предоставляется гражданам органами местного самоуправления через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов. Могут быть также использованы иные способы предоставления такой информации.

Возраст, с которого гражданин может быть привлечен к уголовной ответственности

В соответствии с ч. 1 ст. 20 УК РФ общий возраст наступления уголовной ответственности установлен с 16 лет. Вместе с тем по ряду преступлений, общественную опасность которых виновное лицо способно осознавать в более раннем возрасте или которые рассматриваются как особо опасные преступления (посягательства на жизнь, здоровье, половую неприкосновенность, собственность, общественную безопасность), уголовная ответственность наступает с 14 лет.

Необходимо учитывать, что уголовно-правовое значение имеет не только физический возраст человека, но и уровень его психического развития, соответствующий этому возрасту.

Так, если несовершеннолетний достиг возраста 14 или 16 лет, но в силу отставания в психическом развитии, не связанным с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактических характер (происходящие события в реальности) и общественную опасность (причиненный вред объекту преступления) своего деяния, либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности.

Кроме того, в законе определяется повышенный возраст уголовной ответственности, который относится специальному субъекту преступления.

Например, за преступления против военной службы, субъектом преступления признается военнослужащий, который поступает на военную службу по достижению возраста 18 лет, соответственно, к уголовной ответственности за данное преступление подлежит лицо, достигшее возраста 18 лет.

Уголовная ответственность за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления

Статьей 150 УК РФ предусмотрена ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления.

Вовлечением в совершение преступления признаются умышленные действия лица, достигшего 18-летнего возраста, направленные на склонение несовершеннолетнего к совершению преступления и возбуждающие у него желание участвовать в совершении одного или нескольких преступлений.  

При этом виновное лицо может активно влиять на несовершеннолетнего как психически, так и физически: в форме обещаний, обмана, уговоров, угроз, уверения в безнаказанности, предложения совершить преступление из-за разжигания чувства зависти, мести и иных действий, с применением насилия и т.д.

За совершение данных преступлений законом установлено наказание в зависимости от степени и характера общественной опасности в виде лишения свободы на срок до 8 лет. Помимо основного наказания могут быть назначены и дополнительные виды наказания как лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельность (ч. 2 ст. 150 УК РФ) либо ограничение свободы (ч. 3, 4 ст. 150 УК РФ).

Ответственность за фиктивную регистрации иностранных граждан

Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена ответственность за фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации (статья 322.3 УК РФ). 

Под фиктивной постановкой на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации понимается:

- постановка их на учет по месту пребывания в Российской Федерации на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов;

- постановка иностранных граждан или лиц без гражданства на учет по месту пребывания в Российской Федерации в помещении без их намерения фактически проживать (пребывать) в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для фактического проживания (пребывания);

- постановка иностранных граждан или лиц без гражданства на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой они в установленном порядке не осуществляют трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность.

Для квалификации действий по ст. 322.3 УК РФ достаточно чтобы зарегистрированные лица были гражданами любого иного государства кроме Российской Федерации.

Необходимо отметить, что совершившее преступление, предусмотренное ст. 322.3 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Об антитеррористической защищенности торговых объектов

Статья 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» возлагает на юридических лиц, а также на физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующих принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли обязанность по выполнению требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

В частности, Постановлением Правительства РФ от 19.10.2017 № 1273 утверждены требования к антитеррористической защищенности торговых объектов и территорий.

Торговый объект вне зависимости от его категории должен быть оборудован системой видеонаблюдения, системой оповещения и управления эвакуацией, системой освещения, а также информационными стендами (табло), содержащими схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, номера телефонов соответствующих должностных лиц, ответственных за антитеррористическую защиту торгового объекта (территории), номера телефонов аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов и органов безопасности.

За нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) статьей 20.35 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа для должностных лиц – от 30 до 50 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от 6 мес. до 3 лет; для юридических лиц – в виде штрафа в размере от 100 до 500 тыс. руб.

Право на возмещение компенсации морального вреда

В соответствии с ч. 1 ст. 151 ГК РФ основаниями для компенсации гражданину морального вреда (физические или нравственные страдания) являются действия, нарушающие его личные неимущественные права либо посягающие на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом.

Основанием компенсации морального вреда является:

- причинение вреда здоровью;

- несчастный случай на производстве либо утрата профессиональной трудоспособности по вине работодателя;

- невыплата работнику причитающихся сумм при увольнении, задержка выплаты заработной платы и иные нарушения прав работников;

- причинение вреда здоровью источником повышенной опасности независимо от вины причинителя вреда;

- нарушение изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, при наличии вины причинителя вреда;

- нарушение прав гражданина при рассмотрении его обращения;

- нарушение прав в области персональных данных;

- нарушение прав и интересов в связи с разглашением информации ограниченного доступа;

- распространение сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию;

- невыполнение условий договора о реализации туристского продукта туроператором или турагентом;

- нарушение тайны завещания;

- нарушение прав добросовестного супруга заключением недействительного брака;

- нарушение прав и интересов в результате распространения ненадлежащей рекламы;

- нарушение права гражданина, проживающего в жилом помещении, на благоприятную окружающую среду, свободную от воздействия табачного дыма и любых последствий потребления табака соседями;

- реабилитация лица;

- причинение гражданину вреда вследствие совершения в отношении него преступления против собственности в случае установления на основе исследования фактических обстоятельств дела того, причинены ли потерпевшему от указанного преступления физические или нравственные страдания вследствие нарушения его личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага.

Данный перечень не является исчерпывающим. Закон может предусматривать и иные случаи, когда потерпевший может рассчитывать на компенсацию морального вреда.

Компенсировать моральный вред можно во внесудебном порядке либо путем обращения в суд.

При этом, в соответствии с ч. 2 ст. 1101 ГК РФ при определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя, учитывает обстоятельства конкретного дела, характер физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями потерпевшего, а также требования разумности и справедливости.

Возможно ли получать одновременно пособие по безработице и пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет

Согласно ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. В качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Право на пособие по уходу за ребенком предусмотрено статьей 13 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», в соответствии с которой если лицо, осуществляющее уход за ребенком, имеет право как на пособие по безработице, так и на ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет, то ему предоставляется право выбора получения пособия по одному из указанных оснований.Таким образом, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается только в том случае, если лицо, осуществляющее уход за ребенком, не получает пособие по безработице.

Таким образом, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается только в том случае, если лицо, осуществляющее уход за ребенком, не получает пособие по безработице.

Муромская городская прокуратура добивается признания права собственности на квартиру за несовершеннолетними

Муромской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения жилищного законодательства, в ходе которой выявлен факт неисполнения местной жительницей обязательств по оформлению в общую долевую собственность жилья, приобретенного на средства материнского капитала.

Установлено, что женщиной в связи с намерением направить средства материнского капитала на погашение основного долга и уплату процентов по договору займа, дано обязательство оформить жилое помещение, приобретенное с использованием заемных средств, в общую долевую собственность себе, своему супругу и трем своим детям, двое из которых являются несовершеннолетними.

Однако, проведенная городской прокуратурой проверка показала, что данные обязательства до настоящего времени ею в полном объеме не исполнены: жилое помещение оформлено в собственность лишь на неё саму и её совершеннолетнего сына.

Учитывая выявленные нарушения, прокуратурой в Муромский городской суд направлено исковое заявление с требованиями признать право долевой собственности на жильё за несовершеннолетними детьми и супругом.

Исковое заявление до настоящего времени не рассмотрено.

Устранение выявленных нарушений находится на контроле городской прокуратуры.

Муромская городская прокуратура добивается ограничения доступа к сайтам по продаже орудий браконьерского лова рыбы

Муромской городской прокуратурой проведен мониторинг сети «Интернет» на предмет наличия в ней запрещенной законом информации.

Проверочными мероприятиями установлено 2 интернет-сайта, предлагающих неопределенному кругу лиц купить орудия браконьерского лова рыбы - электроудочки.

При этом электроудочка - один из наиболее жестоких методов браконьерского лова, продажа данного прибора запрещена законодательством Российской Федерации. Причины запрета - катастрофические последствия для ихтиофауны от воздействия мощных электроразрядов.

В этой связи городским прокурором в суд направлены административные исковые заявления о признании указанной информации запрещенной к распространению и ограничению к ней доступа.

Заявления находятся на рассмотрении.