Изменения в законодательстве по порядку осуществления государственного земельного надзора
Изменения в законодательстве по порядку осуществления
государственного земельного надзора
С 01.07.2021г. вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020г. №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Закон о контроле), который регулирует отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, устанавливает гарантии защиты прав граждан и организаций как контролируемых лиц.
Одним из основных принципов Закона о контроле является то, что при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) и её территориальные органы при осуществлении федерального государственного земельного надзора могут проводить следующие виды профилактических мероприятий:
- информирование;
- обобщение правоприменительной практики;
- объявление предостережений;
- консультирование;
- профилактический визит.
К числу контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых Росреестром, относятся:
- инспекционный визит;
- рейдовый осмотр;
- документарная проверка;
- выездная проверка;
- наблюдение за соблюдением обязательных требований;
- выездное обследование.
При этом наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование проводятся без взаимодействия с контролируемым лицом.
Взаимодействие контролируемого лица с контрольным (надзорным) органом, защита прав и законных интересов контролируемого лица могут осуществляться лично (если контролируемым лицом является гражданин) или через представителя, если иное не предусмотрено Законом о контроле.
Необходимо отметить, что в качестве представителей контролируемого лица могут выступать законные представители граждан, законные представители организаций, уполномоченные представители. Полномочия представителя контролируемого лица должны быть подтверждены соответствующей доверенностью, распорядительным документом организации или иным документом, оформленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 5 статьи 31 Закона о контроле).
Надзор осуществляется на основе системы управления рисками причинения вреда (ущерба). Она определяет выбор мероприятий, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты.
Кроме того, в целях реализации Закона о контроле создан Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий (далее – ЕРКНМ).
Ведение ЕРКНМ осуществляется для учета:
- проводимых контрольными (надзорными) органами профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий (их перечень установлен пунктом 1 части 1 статьи 19 Закона о контроле);
- решений и действий должностных лиц контрольных (надзорных) органов, решений контрольных (надзорных) органов, принятых при проведении мероприятий и принятии мер;
- информации о жалобах контролируемых лиц.
Проведение контрольных (надзорных) мероприятий, информация о которых на момент начала их проведения в ЕРКНМ отсутствует, не допускается. Контролируемые лица получают доступ к сведениям, содержащимся в ЕРКНМ относительно контролируемых лиц, посредством авторизованного доступа на единый портал государственных и муниципальных услуг и (или) в личный кабинет контролируемого лица в ведомственных информационных системах.
Главный специалист-эксперт
Муромского отдела Управления
Росреестра по Владимирской области С.А. Павлова