Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Актуальные изменения действующего законодательства

Официальный сайт

Поиск

Актуальные изменения действующего законодательства

О правах граждан при рассмотрении обращений

В соответствии со ст. 33 Конституции Российской Федерации Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Статьей 5 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установлены следующие права гражданина при рассмотрении его обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом:

- представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании;

- знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

- получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов;

- обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Кроме того, законом установлены гарантии гражданина в связи с его обращением.

Так, в силу требований ст. 6 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»:

- запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц;

- не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия.

Отказ в приеме на работу без объяснения причин не допускается

Отказ работодателя в приеме на работу без указания причин является нарушением требований ч.1 ст.64 Трудового кодекса РФ, запрещающей необоснованный отказ в заключении трудового договора.

Согласно ч.2 ст.64 Трудового кодекса РФ прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами.

В соответствии с ч.5 ст.64 Трудового кодекса РФ по письменному требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме в срок не позднее чем в течение 7 рабочих дней со дня предъявления такого требования.

Таким образом, в Трудовом кодексе РФ закреплена обязанность работодателя разъяснять причины отказа в приеме на работу.

Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в судебном порядке в соответствии с ч.6 ст.64 Трудового кодекса РФ.

Порядок восстановления в родительских правах

В соответствии со ст. 72 Семейного Кодекса РФ, родители (один из них) могут быть восстановлены в родительских правах в случаях, если они изменили поведение, образ жизни и (или) отношение к воспитанию ребенка.

Восстановление в родительских правах осуществляется в судебном порядке по заявлению родителя, лишенного родительских прав. Дела о восстановлении в родительских правах рассматриваются с участием органа опеки и попечительства, а также прокурора.

Одновременно с заявлением родителей (одного из них) о восстановлении в родительских правах может быть рассмотрено требование о возврате ребенка родителям (одному из них).

Суд вправе с учетом мнения ребенка отказать в удовлетворении иска родителей (одного из них) о восстановлении в родительских правах, если восстановление в родительских правах противоречит интересам ребенка.

Восстановление в родительских правах в отношении ребенка, достигшего возраста десяти лет, возможно только с его согласия.

Трудовые права граждан с ограниченными возможностями здоровья

Законодательство РФ на инвалидов в полном объеме распространяется запрещение дискриминации в сфере труда.

В соответствии со ст.3 Трудового кодекса РФ никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника, что исключает законодательное ограничение граждан в реализации трудовых прав в связи с инвалидностью.

Статьями 92, 94, 96, 99, 113, 128, 179, 224 Трудового кодекса РФ установлены льготы для инвалидов в трудовых отношениях, которые направлены на обеспечение возможности осуществления своих трудовых прав наравне с другими лицами.

Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда. Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья. Инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней.

Не допускается установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидов (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, отпуска и другие), ухудшающих их положение по сравнению с другими работниками.

О доставлении несовершеннолетнего ребенка в полицию должны сообщить

В соответствии с ч. 4 ст. 27.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях родители (законные представители) в обязательном порядке уведомляются о задержании несовершеннолетнего.

В случае задержания несовершеннолетнего по подозрению в совершении преступления, дознаватель  (следователь) в силу ч. 1 ст. 96 Уголовно-процессуального кодекса России обязан уведомить близких родственников несовершеннолетнего подозреваемого не позднее 12 часов с момента его задержания.

В случае осуществления незаконных действий сотрудниками органов внутренних дел, которыми нарушены права Вашего ребенка, следует обратиться с соответствующим заявлением в органы прокуратуры.

Порядок обжалования постановлений об административных правонарушениях

Постановление по делу об административном правонарушении в соответствии со статьями 25.1 - 25.5.1 может обжаловать:

- лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, его защитник;

- потерпевший, его представитель;

- законные представители физического или юридического лица;

- Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, уполномоченный по защите прав предпринимателей в субъекте РФ по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении в области предпринимательской деятельности.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

В случае пропуска установленного для обжалования срока указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Ответственность за самовольное занятие земельных участков

Под самовольным занятием земельного участка понимается противоправное завладение территорией чужого надела или его части против воли собственника или его использование в отсутствие предусмотренных законом прав. Завладение чужой землей без законных оснований влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Статьей 7.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.

Объективная сторона административного правонарушения выражается в активных действиях, таких как: размещение на земельном участке строений, огораживание земельного участка, принятие иных мер для ограничения доступа на него законных владельцев или должностных лиц контролирующих и надзорных органов, любое использование земельного участка без правоустанавливающих документов или без разрешения на ведение определенной деятельности. В качестве наказания КоАП РФ установлен штраф.

Помимо административного наказания к нарушителю может быть применена гражданско-правовая ответственность. Земельный кодекс РФ обеспечивает защиту прав собственников земельных участков, регламентируя, что в случае самовольного занятия участка нарушенное право подлежит восстановлению.

Так, статьей 60 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в случае самовольного занятия земельного участка нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению.

При этом, согласно ст. 76 Земельного кодекса РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.

Административная ответственность за оскорбление

В соответствии со статьей 5.61 КоАП РФ за оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме, предусмотрена административная ответственность.

Состав административного правонарушений представляет собой выраженную в неприличной форме отрицательную оценку личности потерпевшего и унижающую его честь и достоинство. Обязательный критерий состава данного правонарушения – это наличие в действиях субъекта правонарушения неприличной формы, отсутствие которой исключает квалификацию действий как оскорбления.

Определяющее значение при решении вопроса о наличии либо отсутствии состава правонарушения, предусмотренного статьей 5.61 КоАП РФ, имеет не только личное восприятие деяния потерпевшим как унижающего его честь и достоинство, а также имеет значение и то, было ли это деяние выражено в неприличной форме.

По смыслу закона неприличной следует считать циничную, глубоко противоречащую нравственным нормам, правилам поведения в обществе форму унизительного обращения с человеком.

Оскорбление личности влечет наложение на правонарушителя административного штрафа: на граждан в размере от 3000 до 5000 рублей; на должностных лиц — от 30 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц — от 100 000 до 200 000 рублей.

Основные принципы использования водных объектов

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 6 Водного кодекса РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются общедоступными водными объектами. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено названным кодексом, другими федеральными законами.

Согласно ч. 6 ст. 6 Водного кодекса РФ полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) также предназначается для общего пользования.

Использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, а также исходя из правил, устанавливаемых органами местного самоуправления. В этой связи на водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также установлены иные запреты.

Информация об ограничении водопользования предоставляется гражданам органами местного самоуправления через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов. Могут быть также использованы иные способы предоставления такой информации.

Возраст, с которого гражданин может быть привлечен к уголовной ответственности

В соответствии с ч. 1 ст. 20 УК РФ общий возраст наступления уголовной ответственности установлен с 16 лет. Вместе с тем по ряду преступлений, общественную опасность которых виновное лицо способно осознавать в более раннем возрасте или которые рассматриваются как особо опасные преступления (посягательства на жизнь, здоровье, половую неприкосновенность, собственность, общественную безопасность), уголовная ответственность наступает с 14 лет.

Необходимо учитывать, что уголовно-правовое значение имеет не только физический возраст человека, но и уровень его психического развития, соответствующий этому возрасту.

Так, если несовершеннолетний достиг возраста 14 или 16 лет, но в силу отставания в психическом развитии, не связанным с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактических характер (происходящие события в реальности) и общественную опасность (причиненный вред объекту преступления) своего деяния, либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности.

Кроме того, в законе определяется повышенный возраст уголовной ответственности, который относится специальному субъекту преступления.

Например, за преступления против военной службы, субъектом преступления признается военнослужащий, который поступает на военную службу по достижению возраста 18 лет, соответственно, к уголовной ответственности за данное преступление подлежит лицо, достигшее возраста 18 лет.

Уголовная ответственность за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления

Статьей 150 УК РФ предусмотрена ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления.

Вовлечением в совершение преступления признаются умышленные действия лица, достигшего 18-летнего возраста, направленные на склонение несовершеннолетнего к совершению преступления и возбуждающие у него желание участвовать в совершении одного или нескольких преступлений.  

При этом виновное лицо может активно влиять на несовершеннолетнего как психически, так и физически: в форме обещаний, обмана, уговоров, угроз, уверения в безнаказанности, предложения совершить преступление из-за разжигания чувства зависти, мести и иных действий, с применением насилия и т.д.

За совершение данных преступлений законом установлено наказание в зависимости от степени и характера общественной опасности в виде лишения свободы на срок до 8 лет. Помимо основного наказания могут быть назначены и дополнительные виды наказания как лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельность (ч. 2 ст. 150 УК РФ) либо ограничение свободы (ч. 3, 4 ст. 150 УК РФ).

Ответственность за фиктивную регистрации иностранных граждан

Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена ответственность за фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации (статья 322.3 УК РФ). 

Под фиктивной постановкой на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации понимается:

- постановка их на учет по месту пребывания в Российской Федерации на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов;

- постановка иностранных граждан или лиц без гражданства на учет по месту пребывания в Российской Федерации в помещении без их намерения фактически проживать (пребывать) в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для фактического проживания (пребывания);

- постановка иностранных граждан или лиц без гражданства на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой они в установленном порядке не осуществляют трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность.

Для квалификации действий по ст. 322.3 УК РФ достаточно чтобы зарегистрированные лица были гражданами любого иного государства кроме Российской Федерации.

Необходимо отметить, что совершившее преступление, предусмотренное ст. 322.3 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Об антитеррористической защищенности торговых объектов

Статья 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» возлагает на юридических лиц, а также на физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующих принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли обязанность по выполнению требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

В частности, Постановлением Правительства РФ от 19.10.2017 № 1273 утверждены требования к антитеррористической защищенности торговых объектов и территорий.

Торговый объект вне зависимости от его категории должен быть оборудован системой видеонаблюдения, системой оповещения и управления эвакуацией, системой освещения, а также информационными стендами (табло), содержащими схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, номера телефонов соответствующих должностных лиц, ответственных за антитеррористическую защиту торгового объекта (территории), номера телефонов аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов и органов безопасности.

За нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) статьей 20.35 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа для должностных лиц – от 30 до 50 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от 6 мес. до 3 лет; для юридических лиц – в виде штрафа в размере от 100 до 500 тыс. руб.

Право на возмещение компенсации морального вреда

В соответствии с ч. 1 ст. 151 ГК РФ основаниями для компенсации гражданину морального вреда (физические или нравственные страдания) являются действия, нарушающие его личные неимущественные права либо посягающие на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом.

Основанием компенсации морального вреда является:

- причинение вреда здоровью;

- несчастный случай на производстве либо утрата профессиональной трудоспособности по вине работодателя;

- невыплата работнику причитающихся сумм при увольнении, задержка выплаты заработной платы и иные нарушения прав работников;

- причинение вреда здоровью источником повышенной опасности независимо от вины причинителя вреда;

- нарушение изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, при наличии вины причинителя вреда;

- нарушение прав гражданина при рассмотрении его обращения;

- нарушение прав в области персональных данных;

- нарушение прав и интересов в связи с разглашением информации ограниченного доступа;

- распространение сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию;

- невыполнение условий договора о реализации туристского продукта туроператором или турагентом;

- нарушение тайны завещания;

- нарушение прав добросовестного супруга заключением недействительного брака;

- нарушение прав и интересов в результате распространения ненадлежащей рекламы;

- нарушение права гражданина, проживающего в жилом помещении, на благоприятную окружающую среду, свободную от воздействия табачного дыма и любых последствий потребления табака соседями;

- реабилитация лица;

- причинение гражданину вреда вследствие совершения в отношении него преступления против собственности в случае установления на основе исследования фактических обстоятельств дела того, причинены ли потерпевшему от указанного преступления физические или нравственные страдания вследствие нарушения его личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага.

Данный перечень не является исчерпывающим. Закон может предусматривать и иные случаи, когда потерпевший может рассчитывать на компенсацию морального вреда.

Компенсировать моральный вред можно во внесудебном порядке либо путем обращения в суд.

При этом, в соответствии с ч. 2 ст. 1101 ГК РФ при определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя, учитывает обстоятельства конкретного дела, характер физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями потерпевшего, а также требования разумности и справедливости.

Возможно ли получать одновременно пособие по безработице и пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет

Согласно ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. В качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Право на пособие по уходу за ребенком предусмотрено статьей 13 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», в соответствии с которой если лицо, осуществляющее уход за ребенком, имеет право как на пособие по безработице, так и на ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет, то ему предоставляется право выбора получения пособия по одному из указанных оснований.Таким образом, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается только в том случае, если лицо, осуществляющее уход за ребенком, не получает пособие по безработице.

Таким образом, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается только в том случае, если лицо, осуществляющее уход за ребенком, не получает пособие по безработице.